Существует большое разнообразие конструкций домкратов. Из этой статьи вы узнаете как выбрать домкрат для автомобиля. Автомобилисты, которые самостоятельно ухаживают за своим автомобилем и выполняют мелкий ремонт, хорошо знают о важности домкрата в гараже. Для автомастерских этот инструмент является одним из основных. Осуществить без него замену колес или осмотр системы подвески невозможно.
Как и все механизмы, домкрат любой конструкции имеет определенные достоинства и недостатки. Основным параметром для классификации является тип привода.
Можно выделить:
- механические,
- пневматические
- и гидравлические устройства.
Другой важной характеристикой является грузоподъемность. Также не стоит забывать и о предназначении домкрата. Одни устройства хороши для полевых условий, а другие – для автомастерских. Идеальной конструкции не существует.
Как выбрать домкрат для автомобиля — рассмотрим виды домкратов:
Домкраты с механическим приводом
Домкраты этой конструкции имеют механическую передачу между рукояткой и рабочим органом. При вращении или возвратно-поступательных движениях рукоятки происходит подъем автомобиля. Именно домкратами с механическим приводом укомплектовывается автомобиль, выходя с завода. В целом такие домкраты хорошо подходят для небольшого ремонта в дороге, например, для замены колеса. Размеры большинства домкратов с механическим приводом скромные, поэтому они не займут много места в багажнике.
Все механические домкраты имеют два недостатка, которые ограничивают их распространение. Первый – невысокая грузоподъемность, 2-3 тонны для таких устройств – максимум. Вторым минусом является значительная нагрузка, которую необходимо приложить к рукоятке для подъема. Эти две неприятные особенности делают применение данных домкратов неудобным в автомастерской.
Существует довольно много конструкций механических домкратов. В процессе совершенствования подъемной техники выделилось два удачных строения – ромбовое и реечное.
Ромбические домкраты
Домкрат имеет 4 рычага, которые соединены шарнирами. Они образуют ромб, откуда и пошло название данного устройства. Внутри ромба находится шпилька, при вращении которой происходит изменение углов наклона рычагов. За счет этого опорная поверхность перемещается по вертикали.
Подъем автомобиля с помощью винтовой пары также выполняется винтовыми и рычажно-винтовыми подвидами механических домкратов. Основным недостатком их является плохая устойчивость на поверхности.
Грузоподъемность ромбических домкратов составляет 0,7-2 т. К плюсам можно отнести жесткость конструкции, устойчивость и возможность применения для работы с автомобилями разных марок. Минусом является малый ход.
Реечные домкраты
Данный домкрат был в комплекте у многих старых автомобилей, например ГАЗ-21. Сама конструкция была разработана достаточно давно и изначальное предназначение этого устройства – подъем вагонов. Часто эти домкраты называют на американский манер «хайджек».
Основным элементом данного домкрата является рейка с отверстиями, по которой происходит подъем храпового механизма. На его корпусе находится подхват. Работа механизма производится за счет качения рукоятки.
Грузоподъемность реечных домкратов может доходить до 3 тонн, а высота подъема – более метра. Домкрат также может быть использован как лебедка, если есть подходящий столб или дерево. Поэтому домкраты такой конструкции получили огромную популярность у любителей гонок по бездорожью.
Главным недостатком реечного домкрата считается значительная длина и большая масса. При неаккуратном обращении он может быть травмоопасен.
Гидравлические домкраты
Механические домкраты хороши для полевого ремонта, но никак не подходят для автосервиса, где требуется высокая производительность. Также у устройств с механическим приводом ограничена грузоподъемность. Гидравлические подъемные механизмы лишены этих недостатков.
Гидравлические домкраты имеют два цилиндра – рабочий и вспомогательный. Они взаимодействуют по принципу сообщающихся сосудов. Рабочий гидроцилиндр по объему намного больше вспомогательного. Движения рукояткой приводят к возрастанию давления, что, в свою очередь, ведет к движению штока и подъему груза.
Гидравлические домкраты очень эффективны на СТО. Они позволяют без проблем приподнять даже грузовой автомобиль. Значимыми видами гидравлических домкратов являются бутылочные, подкатные и зацепные.
Бутылочные домкраты
По своему виду эти домкраты похожи на бутылку, откуда и пошло название. Для подъема груза шток главного гидроцилиндра двигается вверх. Сбоку находится дополнительный гидроцилиндр, на конце штока которого располагается отверстие под рукоятку. Домкрат имеет массивное основание, которое обеспечивает отличную устойчивость.
Благодаря столь простой конструкции эффективность данного домкрата очень высока. Существуют домкраты такого строения с грузоподъемностью в 50 тонн и более. Поднять этим домкратом, как легковушку, так и грузовик, не составляет проблем.
Основной недостаток бутылочного домкрата – его немалая высота. Поскольку домкрат нужно подставлять под машину, он не подходит для автомобилей с низкой посадкой. Другим минусом является сложность транспортировки – домкрат должен находиться в вертикальном положении, иначе возможны утечки гидравлической жидкости.
Подкатные домкраты
Данный вид домкратов похож на тележку с небольшими колесиками, причем передние и задние колесики имеют разный диаметр. В передней части располагается место под крепление рукоятки. В середине «тележки» находится основной гидроцилиндр, на конце которого располагается опорная пята.
При движениях рукоятки опорная пята поднимается вверх. В это время домкрат подкатывается под машину, за счет чего данный механизм и получил свое название. Он удобен тем, что имеет небольшую высоту, поэтому его можно подкатить под машину с низкой посадкой. Грузоподъемность данного вида домкратов высока, хоть и ниже механизмов бутылочной конструкции.
Особенность подкатного домкрата в том, что он предназначен исключительно для работы в автомастерской. Маленькие колесики не позволяют использовать его в полевых условиях. Даже небольшой перекос опорной поверхности приведет к тому, что домкрат будет подкатываться неравномерно, а это, в свою очередь, может стать причиной его поломки. С другой стороны, такой домкрат является очень удобным инструментом в автосервисе.
Зацепные домкраты
Этот вид домкратов по своему строению аналогичен бутылочным, только перевернутым. Если в бутылочном домкрате гидроцилиндр стоит на поверхности, а поднимается опорная пята на штоке, то в зацепном вверх идет корпус гидроцилиндра. Машину поднимает лопатка, закрепленная на корпусе.
Сбоку от основного гидроцилиндра находится вспомогательный, поршень которого двигается под действием рукоятки. На дополнительном гидроцилиндре находится вентиль, сбрасывающий давление.
Зацепные домкраты могут использоваться для машин с наиболее низкой посадкой. Чтобы поднять машину, достаточно завести под неё лопатку, на что нужно несколько сантиметров. Домкраты других конструкций на такое не способны.
Пневматические домкраты
В этой группе находятся устройства различных конструкций. Можно выделить две наиболее эффективные. Первые по строению аналогичны гидравлическим подъемным устройствам. Они обладают весьма внушительной грузоподъемностью в десятки тонн. Существуют и комбинированные пневмогидравлические механизмы.
Пневматические домкраты второй конструкции представляют собой подушки из прочной резины, которые надуваются компрессором или выхлопными газами. Они удобны тем, что в сложенном состоянии занимают совсем мало места. Также такие домкраты выполняют подъем машины самостоятельно, не требуя работы человека. Недостатком их работы является неустойчивое положение автомобиля на подушке – она может выскочить из-под машины.